На главную
ЗАО "ОВ"
(812) 252-25-25
Продукция
(ИВК "Спрут")
Коммерческий учет
энергоресурсов (АИИС КУЭ)
Технический учет
энергоресурсов (АИИС ТУЭ)
Энергоаудит Заказчикам Полезная
информация
АИИС КУЭ АИИС КУЭ

Полезная информация

На главнуюКарта сайтаОтправить письмо
Нормативные документы
ГОСТы
Статьи

Статьи -> СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬЮ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬЮ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

«Управлять всем, что управляется, а что не управляется, сделать управляемым» . 
                                                                                                                                                                                            Управленческая мечта
«Управлять - значит вести предприятие к цели».
«Управлять - это значит предвидеть».
«Управление играет первенствующую роль в ведении как крупных, так и мелких предприятий».
 
                                                                                                                                                                                         Анри Файоль
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
1) СУЭ - система управления энергоэффективностью;
2) ЭСБ - энергосбережение;
3) ПЭЭ - повышение энергетической эффективности;
4) ЭР - энергоресурсы;
5) ПП - промышленные предприятия;
6) СБЕ - стратегическая бизнес-единица;
7) ЕСКУЭР - единая система комплексного учёта энергоресурсов;
8) ЦЭПП - Центр энергоэффективности промышленных предприятий;
9) СЭМ - служба энергоменеджмента;
10) СГЭ - служба главного энергетика;
11) НМА - нематериальные активы;
12) СУ - система управления;
13) ЭСО - энергоснабжающие организации;

  В связи с выходом федерального закона от 23.11.2009 г. № 261- ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации», Постановления Правительства СПб от 11.11.2009 г. № 1257 «О концепции повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения» и ряда других нормативных актов по ЭСБ и ПЭЭ появилась реальная возможность для управления энергоэффективностью на различных объектах. Как известно, выигрывает в обостряющейся конкурентной борьбе тот, кто лучше других видит полную картину бизнес-среды, а также умеет эффективно управлять наибольшим количеством важных элементов бизнеса. Сейчас ЭСБ и ПЭЭ приобретает всё больший вес в силу объективных рыночных изменений и политической воли высшего руководства страны. Соответственно, появляется потребность управлять тем, что будет приносить значительные выгоды и преимущества длительный период времени.


Настало время переходить от разрозненных решений в области ЭСБ и ПЭЭ к решениям системным, нуждающимся в регулярном менеджменте. Только таким образом можно получить устойчиво нарастающий интегральный эффект на длительном промежутке времени . Поэтому требуется создание полноценных Систем Управления ЭСБ и ПЭЭ. На сегодняшний момент совершенно очевидна назревшая необходимость в кардинальных переменах в этой сфере. Ожидаемая долгосрочная результативность от ЭСБ и ПЭЭ будет определяться, прежде всего, грамотным управлением в этой сфере. Это подтверждается актуальностью внедрения в России энергоменеджмента в соответствии со стандартом ISO. Зарубежный опыт показал высокую результативность работы СЭМ. Применение стандартов ISO становится важным фактором обеспечения долгосрочной конкурентоспособности компаний. Мы считаем, что ЭСБ и ПЭЭ будет работать с максимальной отдачей только тогда, когда помимо СУЭ будет создана вся необходимая инфраструктура.


Забота о создании необходимой инфраструктуры лежит на государстве и собственниках. Два необходимых элемента - СУЭ + ИНФРАСТРУКТУРА - являются ключевыми для достижения высоких конечных результатов.


Забота о создании СУЭ лежит на собственниках (они ставят стратегические цели) и на топ-менеджерах (они осуществляют достижение целей предприятия). В контрактах с руководителями различных уровней нужно обязательно вводить положения, обязывающие и мотивирующие заниматься ЭСБ и ПЭЭ с указанием конкретных целевых показателей за определённый период времени.


Закон вменяет в обязанность осуществление ЭСБ - и ПЭЭ - мероприятий, в той или иной форме, большинству потребителей энергоресурсов: регионам, муниципалитетам, ЭСО, крупным предприятиям, собственникам жилья и т.д. Возникает логичный вопрос: как это лучше сделать и извлечь из этого максимальную пользу? Ответ прост: надо создавать СУЭ и с её помощью на регулярной основе получать следующие выгоды и преимущества:


1) Обеспечение повышения операционной экономической эффективности (снижение «вредных» расходов и извлечение значительных и устойчивых дополнительных доходов).

2) Повышение управляемости (в частности и в целом).

3) Повышение инвестиционной привлекательности предприятия.4) Толчок к инновациям (новые решения, продукты, технологии).

5) Создание устойчивой конкурентоспособности предприятия.

6) Рост НМА объекта (как известно, этот фактор в общей стоимости бизнеса играет всё более возрастающую роль).

7) Обеспечение важного информационного потока. Своевременные достоверные данные в полном объёме - залог верных управленческих решений для успешного развития бизнеса в целом.


Поскольку задача ЭСБ и ПЭЭ - многоуровневая и сложная, то и решать её надо системно и комплексно. Для этого необходимо постоянное управление, которое сможет обеспечить СУЭ. Управлять результатом можно только через правильное управление процессом ЭСБ и ПЭЭ. Управление - функция постоянная, соответственно, должна быть СУ, позволяющая управлять процессом качественно и непрерывно, что способствует:


- раскрытию потенциала других важных направлений, имеющих перспективы для роста и развития конкретного бизнеса в целом;

- обеспечению решения стратегических задач;

- извлечению устойчивых и долгосрочных выгод и преимуществ в области ЭСБ и ПЭЭ наиболее рациональным способом.

Следовательно, СУЭ - это дальновидно, это выгодно, это перспективно, это важно, это нужно и, в конечном итоге, необходимо для обеспечения достойного уровня современной конкурентоспособности.


Дополнительные эффекты от внедрения СУЭ в области ЭСБ и ПЭЭ:



- изменения в системе управления предприятием в целом;

- изменения в системе управления непосредственно ЭСБ и ПЭЭ (внедрение СЭМ);

- изменения в процессах (изменение старых и создание новых);

- изменения в инфраструктуре предприятия;

- приобретение персоналом новых компетенций.


Наличие у предприятия СУЭ - это хороший сигнал инвесторам: с этими предприятиями стоит иметь дело, они создают правильную основу для долгосрочного развития и хороших показателей текущей операционной деятельности своего бизнеса. Инвесторы сделают для себя следующие выводы:их деньги, вложенные в ЭСБ и ПЭЭ, будут в надёжных руках, потому что СУЭ позволяет непрерывно контролировать эффективность использования инвестиций. Таким образом, наличие СУЭ позволяет реализовывать качественное управление, снижая риски и повышая отдачу от инвестиционных вложений. Такое положение вещей полностью устраивает инвесторов. Для инвесторов качество управления и компетенция исполнителей имеют решающее значение.


Хочется отметить, что в федеральном законе № 261-фЗ и Постановлении Правительства СПб № 1257 прямо указывается на создание условий для стимулирования инвестиций, а внедрение СУЭ - реальный практический шаг в этом направлении. СУЭ позволяет получать двойную выгоду: во-первых, есть возможность компенсировать затраты на СУЭ и, во-вторых, с помощью СУЭ есть возможность получить инвестиции именно в ЭСБ и ПЭЭ. Таким способом,запускается практический механизм само генерации дополнительного дохода и других выгод и преимуществ с помощью ЭСБ и ПЭЭ.


Внедрение СУЭ полезно всем крупным потребителям энергоресурсов, но особенно она актуальна в настоящий момент для промышленных предприятий. Это связано со спецификой деятельности и стратегией развития ПП в условиях непрерывных изменений рынка. В частности, наиболее динамичные изменения происходят в ранее традиционно инерционной области - энергетике. Эти условия вынуждают СГЭ ПП реагировать на изменения с несвойственной для них скоростью по широкому спектру вопросов рационального энергопотребления. Как правило, ПП не готовы ни организационно,ни ресурсно к такому быстрому повороту событий.Именно на примере ПП наиболее чётко проявляется весь спектр проблем в области ЭСБ и ПЭЭ. Основные причины проблем ЭСБ на ПП следующие:

1) Незнание собственниками важных деталей проблематики ЭСБ.

2) Недостаточное понимание высшим исполнительным руководством всех возможностей ЭСБ иПЭЭ при модернизации производства.

3) Отсутствие достаточной нормативной базы,позволяющей правильно и легально проводить полезные изменения в области ЭСБ и ПЭЭ.

4) Сложное положение СГЭ (они вынуждены вводить значительные изменения в своей «зоне ответственности»). Сотрудникам СГЭ трудно, так какна них пытаются дополнительно переложить несвойственные им функции, не меняя старых - у них просто нет на это ни сил, ни времени. Их основная задача - обеспечивать необходимым количеством и качеством энергоресурсов для нормального функционирования основного производства. Задачами энергоэффективности в основном должна заниматься отдельная служба - это СЭМ.

5) Отсутствие СЭМ, т.е. отсутствие регулярного менеджмента, который необходим для непрерывного получения устойчивых результатов в области ЭСБи ПЭЭ в долгосрочном периоде времени.

6) Отсутствие достаточных финансовых ресурсов для осуществления необходимых преобразований для ЭСБ и ПЭЭ.

7) Появление новых возможностей и новых угроз в связи с отменой регулируемых цен на энергоресурсы.

8) Отсутствие комплексных решений для ПП,способных самостоятельно генерировать и продавать энергоресурсы на свободном рынке.

9) Отсутствие подготовленных кадров, которые могут практически осуществлять необходимые изменения и поддерживать инновации в работоспособном состоянии.

10) Отсутствие технологии модернизации ПП сточки зрения ЭСБ и ПЭЭ.

11) Отсутствие необходимых ресурсов не позволяет раскрыть потенциал ЭСБ и ПЭЭ и достичь нового уровня результатов.

12) Опасения: не станет ли хуже от вмешательства в «старый работающий механизм». Ответ: если это делать неумело, то, конечно же, станет. Надо обращаться к опытным профессионалам, и тогда неизбежные изменения станут драйвером роста, а не причиной ещё больших проблем.


Здесь переплетается весь клубок проблем, влияющих друг на друга порой самым причудливым образом. С одной стороны, у высшего руководства есть ощущение перемен, с другой стороны, многогранность и сложность проблемы при робких попытках начать реформирование натыкается на«глубоко эшелонированную оборону». Одиночные решения без системного подхода не приводят к ожидаемому результату, а в худшем случае ведут к росту только «вредных» затрат, отбивая желание на будущее заниматься инновациями в данной сфере. Очевидно, что без внешней поддержки(особенно вначале) ПП не обойтись, а на рынке этих нужных комплексных решений почти нет.


Такую «комплексную и системную» помощь мог бы оказать ЦЭПП, создание которого было бы весьма полезно всем ПП СПб. Предприятиям надо помочь решить текущие проблемы и сориентировать на будущее (какие именно действия, и в какой последовательности им надо совершить сейчас, для получения хороших результатов в области ЭСБ и ПЭЭ в будущем). ЦЭПП - это и есть часть необходимой ИНфРАСТРУКТУРЫ для системных изменений в области ЭСБ и ПЭЭ именно для ПП.


Краткий перечень основных функций ЦЭПП:

1) Центр позволит объединить все имеющиеся у ПП ресурсы для получения наилучшего результата в области ЭСБ и ПЭЭ на длительном периоде времени с максимальным конечным результатом.

2) Центр поможет осуществлять процедуры регулярного Энергоменеджмента на основе новых регламентов и новых инструментов (например ЕСКУЭР). Это необходимый уровень поддержки ПП для оптимального прохождения «полосы значительных перемен» в области ЭСБ и ПЭЭ в ближайшие 5 лет.

3) Центр позволит сосредоточиться на системных и комплексных решениях в области ЭСБ проектов, обеспечивающих максимальные и устойчивые выгоды и преимущества ПП в долгосрочном периоде.

4) Центр позволит увеличить всестороннюю отдачу от ЭСБ решений для ПП за счёт тиражирования типовых решений (при этом происходит существенное снижение себестоимости их внедрения).

5) Центр позволит решать следующие вопросы:

- помощь ПП в получении необходимых ресурсов на ЭСБ проекты (скидки, льготы, компенсации и их законное использование);

- помощь в получении важной (необходимой и достаточной) информации для принятия решений;

- помощь при разработке индивидуальных Концепций, Программ, Стратегий в области ЭСБ и ПЭЭ;- помощь в реализации конкретных организационных и технических мероприятий.


НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, полученный с помощью СУЭ, будет способствовать тому, что ситуация на предприятии в целом начнёт меняться в лучшую сторону

- это реальный драйвер роста. Изменения в области ЭСБ и ПЭЭ приведут к инициированию ряда важных изменений в других системах и бизнеспроцессах, способствующих усилению общей конкурентоспособности предприятия. Слишком многие процессы на предприятии завязаны на потребление энергоресурсов, соответственно, все они подвергнутся тем или иным изменениям и корректировкам. Таким образом, очевидно появление интегрального эффекта, который будет складываться из эффектов от изменения каждого бизнес-процесса и изменения той или иной системы на предприятии.


На первом этапе, а он наиболее важен для успеха проводимых изменений, от высшего руководства предприятия потребуется:

- инициировать изменения, поставив новые цели, ломающие старые стереотипы;- предоставить необходимые ресурсы;

- создать новые «правила игры»;

- осуществлять особо внимательный контроль ситуации до тех пор, пока полезные изменения не будут интегрированы во все необходимые бизнес-процессы предприятия и не начнут давать лучшие результаты, по сравнению с «нулевой точкой отсчёта»;

Ослабить повышенное внимание со стороны руководства можно будет только тогда, когда принятый критерий необратимости проводимых изменений будет полностью достигнут. Главенствующую роль здесь играет руководитель, понимающий область ЭСБ и ПЭЭ, ее долгосрочные задачи и умеющий добиваться их решения имеющимися в его распоряжении ресурсами. При отсутствии системы управления рассчитывать на высокую и долгосрочную результативность разрозненных ЭСБ-мероприятий нельзя.

Результата не может быть без чётко поставленной цели, без правильно организованных бизнес-процессов по её достижению и без обеспечения ЭСБ-деятельности необходимыми и достаточными ресурсами. Для выполнения этих условий и нужна Система Управления, позволяющая осуществлять «регулярный менеджмент» на предприятии. Любые системы и технологии нуждаются в управлении, в том числе в управлении их изменением - ведь ничто не стоит на месте. Очевидно, что в связи с высокой скоростью изменений нужна высокоадаптивная и высокоскоростная СУ, которая призвана решать следующие задачи:- быстро помогать принимать решения;

- быстро реагировать;

- быстро корректировать;

- быстро изменять управляющие воздействия;

- быстро прояснять старые цели в новых обстоятельствах (при необходимости даже менять цель на более достижимую, с учётом сложившихся реалий в новых обстоятельствах).


Ни один процесс не может функционировать без грамотного управления. Управление - функция постоянная, а регулярный менеджмент - это залог достижения успеха.


«Системный и комплексный» подход означает, что надо параллельно выстраивать несколько важных элементов, обеспечивающих достижение ЦЕЛЕЙ в области ЭСБ и ПЭЭ. Ключевым элементом здесь является СУ.

- Именно СУ - это основа для достижения устойчивых долгосрочных результатов в области ЭСБ и ПЭЭ.

- Именно СУ управляет всеми процессами в области ЭСБ и ПЭЭ.

-Именно СУ определяет ЭСБ-структуру и помогает ставить операционные цели в русле стратегических целей.

- Именно СУ помогает готовить интеграционные процедуры с другими подразделениями предприятия.

- Именно СУ увязывает ЭСБ-стратегию с основной стратегией предприятия на уровне конкретного плана действий под определённую задачу (под локальную цель).

Наличие СУЭ у предприятия позволяет создать самостоятельную СБЕ, способную выполнять свою главную функцию - генерировать устойчивый доход в долгосрочном периоде. Величина прибыли в этом доходе зависит от ряда факторов, важнейшим из которых является СУЭ.


НОВЫЙ ПРОДУКТ, которым является СУЭ, включает в себя все необходимые и достаточные элементы для полноценного выполнения возложенного на него функционала. Особенно очевидна актуальность наличия СУЭ для реализации региональных и муниципальных «Программ ЭСБ и ПЭЭ» - ведь этого никто и никогда не делал ранее в таких масштабах.


В случае реализации крупных долгосрочных целевых программ наличие СУЭ - необходимое условие для успешного осуществления всех сложных организационно-технических энергосберегающих мероприятий.


ВЫВОД. Наступил момент, когда СУЭ стала нужна широкому кругу потребителей, находящихся на разном уровне в управленческой иерархии - от предприятия до целого региона или даже страны. Без полноценной СУЭ осуществить долгосрочные, крупные, многоступенчатые ЭСБ-проекты разного уровня сложности просто не представляется возможным.


При этом руководители должны отдавать себе отчёт в том, что СУЭ это:


- продукт для продвинутых и компетентных;

- продукт для пионеров новой волны конкурентоспособности;

- продукт для наиболее дальновидных (видящих перспективу);

- продукт для особо прагматичных руководителей, умеющих просчитывать лучше других.

В заключение следует отметить, что при реализации таких системных и комплексных задач необходимо привлечение специалистов, компетентныхи в экономике управления потреблением энергетических ресурсов, и в технологических инструментах его обеспечения.

По вопросам СУЭ, изложенным в данной статье, Компания «ОВ» имеет рекомендации и практические способы решения, базирующиеся на 19-летнем опыте работы в сфере ЭСБ и ПЭЭ. Более чем 150-ти клиентам предоставлены эффективные решения в сфере управления рациональным энергопотреблением с помощью систем учёта всех видов энергоресурсов.

Это позволяет Компании «ОВ» осуществлять проекты по созданию СУЭ с глубоким пониманием специфики проблем клиентов, нуждающихся в таких решениях, а также умением практически осуществлять крупные комплексные проекты,ориентированные на долгий период их полезного использования на системной основе с возможностью гибкой адаптации к изменениям.

Автор: И. В. Ломако, генеральный директор компании «ОВ»

Скачать файл  Sistema upravlenija jenergojeffektivnostju (.PDF, 255 Кб)



‹‹ Вернуться к списку статей

 
ЗАО "ОВ"
(812) 252-25-25
Продукция
(ИВК "Спрут")
Коммерческий учет
энергоресурсов (АИИС КУЭ)
Технический учет
энергоресурсов (АИИС ТУЭ)
Энергоаудит Заказчикам Полезная
информация